Битва при Абрау-Дюрсо

На протяжении десятилетий напиток, производимый в живописном местечке, радовал людей, был неотъемлемым атрибутом многих поколений в дни праздников. Партии вина, отправляемые на экспорт, составляли достойную конкуренцию любому зарубежному аналогу. Марка "Абрау-Дюрсо" стала визитной карточкой винодельческой Кубани, а главное - достойным знаком, гарантировавшим высокое качество.

Потом грянули известные события последнего десятилетия, наложившие свой отпечаток на деятельность многих предприятий. Итог был печален - гиганты советской индустрии были обанкрочены и уходили с молотка буквально за копейки. К сожалению, не стал исключением и завод шампанских вин "Абрау-Дюрсо" с его уникальными технологиями.

За годы реформ власть на предприятии менялась не единожды. Но самое печальное то, что почти каждый приходящий новый руководитель начинал поливать грязью своего предшественника с рвением, которое постоянно выдавалось за заботу о трудовом коллективе. Время шло, а дела на предприятии становились хуже день ото дня.

Что сегодня?

Результаты финансово-хозяйственной деятельности КГУП "Абрау-Дюрсо" по итогам 1999 - 2001 годов свидетельствуют о постоянно увеличивающихся дебиторской и кредиторской задолженности и все более возрастающих убытках. И это в то время, когда рентабельность одной бутылки шампанского составляет 150 процентов. У нас же речь идет о сотнях тысяч. Здесь, видимо, и рентабельность, и арифметика у отдельных руководителей совсем иная. Чтобы хоть немного понять смысл происходящего, достаточно прокомментировать ряд коммерческих сделок, осуществленных под руководством или патронажем лиц, ответственных за деятельность предприятия в этот период.

Так, в августе 1999 года, КГУП "Абрау-Дюрсо" заключает со столичным ЗАО "Виал-Импекс" договор о совместной деятельности. Сей документ составлен таким образом, что под ним отсутствует не только подпись главного бухгалтера предприятия, но даже кого-либо из его специалистов. Не ясны из этого документа цель и вид совместной деятельности. Но, похоже, кому-то, чем непонятнее, тем удобнее. Поэтому, несмотря на такие мелочи, как отсутствие каких-то там виз, документ получает ход. Согласно ему московский "партнер" отправляет в адрес предприятия "Абрау-Дюрсо" бутылочную этикетку, за которую КГУП должен расплатиться готовой продукцией, и первая партия отборного шампанского уходит в первопрестольную. Вот здесь и выясняется, что полученная этикетка имеет брак. Полюбовно решить столь щекотливую ситуацию не получается, и она имеет продолжение в арбитражном суде... города Москвы. Выясняется, что этикетка вообще принадлежит третьему лицу, некоему ООО "Бомонд", в пользу которого по суду с предприятия "Абрау-Дюрсо" и взыскивается полная стоимость товара. Все остались при своем, а кое-кто даже в выигрыше. Все, кроме самого КГУП "Абрау -Дюрсо", который потерял на этой сомнительной операции около четырех миллионов рублей.

В том же богатом событиями 99-м, предприятие выпускает векселя за подписью своего руководителя на общую сумму 25 миллионов рублей и передает их все тому же ЗАО "Виал-Импекс" в качестве залога по договору займа. Однако заемные средства КГУП "Абрау - Дюрсо" представлены не были, а векселя предприятия благополучно пущены в оборот, в результате чего у предприятия образовалась задолженность в сумме пять миллионов рублей, подтвержденная опять же столичным арбитражным судом. В дело вмешалась прокуратура Краснодара, возбудившая против директора ЗАО "Виал-Импекс" уголовное дело по факту мошенничества. Само же московское ЗАО по заявленному юридическому адресу никогда не находилось. Дело усугубляется тем, что в неизвестных руках еще остаются векселя на сумму 20 миллионов рублей и неисключено, что в ближайшее время их также могут предъявить к оплате.

Покупая в магазинах знакомую бутылку, этикетка которой извещает о наличии в ней знаменитого напитка, необходимо быть внимательным. Поскольку еще летом все того же 1999 года между существующим тогда ЗАО "Агрофирма "Абрау - Дюрсо" и ЗАО "Лицензтехэкспорт" был заключен договор об уступке товарного знака. В соответствии с этим документом за вознаграждение в 200 тысяч рублей "Абрау - Дюрсо" передавало все права на товарный знак для товаров 33 класса (вино). Но, как сообщили из Роспатента, помимо вышеназванного договора об уступке товарного знака, имеется договор и об уступке для 31 и 32 классов. Об этом почему-то на самом предприятии ничего не известно. Вместе с тем, право обладанием товарным знаком "Абрау - Дюрсо" третьими лицами предполагает производство ими продукции под данной маркой на иных заводах по производству вин, что увеличивает объем одноименного товара на рынке, а, следовательно, снижает спрос на собственную продукцию "Абрау - Дюрсо". Так что, дорогой читатель, покупая продукцию известной фирмы, вы рискуете отведать за праздничным столом, может, и неплохое вино, но явно не то, которому рукоплескали даже французские виноделы.

Можно привести еще несколько примеров откровенно авантюрной деятельности прежнего руководства, итог которой печален - некогда процветающее и сверхрентабельное предприятие было поставлено на грань банкротства. Но не будем утомлять читателя перечислением всех кульбитов руководителей, а попытаемся все же ответить на вопрос: так кому все это выгодно?

Кому это выгодно?

Для того, чтобы хотя бы попытаться ответить на этот извечный вопрос, необходимо несколько углубиться в историю предприятия последнего десятилетия. В начале 1992 года известная своей продукцией на весь мир агрофирма приватизируется и преобразовывается в закрытое акционерное общество. На общем собрании теперь уже акционеров утверждается устав нового образования и избирается руководитель - Н. Клочко. Распад Союза, как уже отмечалось, негативно отразился на деятельности предприятия, были утрачены наработанные годами торговые связи с покупателями и поставщиками. Перед коллективом встали новые вопросы - поиск рынка сбыта готовой продукции, нарабатывать новые, теперь уже рыночные связи с другими предприятиями. За пять лет, к 1997 году, предприятие начало возрождаться, а у людей, что немаловажно, появилась вера в завтрашний день. Движение предприятия вперед прервала смерть прежнего руководителя.

Вот здесь и началось самое интересное. При поддержке тогдашнего председателя краевого комитета по виноградарству и виноделию Бирюкова А.П., ЗАО "Агрофирма "Абрау-Дюрсо" возглавил его выдвиженец Почтарев Н.А.

В период его руководства предприятием, в 1999 году, прокуратура края после проведенной проверки обнаруживает массу нарушений законодательства, допущенных при приватизации "Абрау-Дюрсо". И направляет в арбитражный суд Краснодарского края иск о признании приватизации незаконной. Решением арбитражного суда иск был удовлетворен, предприятие "Абрау-Дюрсо" перешло снова в государственную собственность. Во исполнение этого судебного акта было создано краевое государственное предприятие "Абрау-Дюрсо".

Казалось бы - обновленное предприятие, полностью свободное от влияния нечистоплотных акционеров, - развивай производство, восстанавливай былую славу российского шампанского, тем более что для этого администрацией Краснодарского края неоднократно выделялись целевые бюджетные кредиты.

Однако кто же возглавил возрожденное государственное предприятие, и какие результаты деятельности этого руководства обнаруживает вновь избранная власть?

А возглавил КГУП все тот же выдвиженец "уважаемого" Бирюкова Почтарев, тот самый, что и "провожал в последний путь" вместе со своим куратором ЗАО "Агрофирма "Абрау-Дюрсо", и контракт с ним подписывал все тот же куратор, который в дальнейшем, в начале 2001 года, как раз в период становления новой краевой власти, когда еще не было ясно, кто из прежнего руководства что из себя представляет, и сам возглавил легендарное предприятие.

Конечно, новый руководитель может с пеной у рта доказывать, что не его подписи стоят на злополучных договорах, а прежнего руководства. Однако не он ли сам так настойчиво предлагал кандидатуру своего предшественника сначала в ЗАО, а потом и в КГУП "Абрау-Дюрсо", не он ли сам курировал на протяжении ряда лет это предприятие, не он ли в конечном счете его и возглавил?

И уже в период его правления специально созданная вновь избранным главой администрации края А.Н. Ткачевым комиссия обнаружила многочисленные факты нецелевого использования бюджетных средств, разбазаривания имущества государственного предприятия, доведения его действиями руководства фактически до состояния банкротства.

А коль так, то, может, на фоне кампании по обличению в бедах многострадального "Абрау-Дюрсо" властей и попыток повесить на старое руководство "всех собак", стоит не желание возродить уникальный завод, а нечто иное? Например, то, что и в последнее время "Абрау-Дюрсо" увеличило свою задолженность по многим статьям, но не за счет тяжелого финансового положения, оставшегося в наследство, а за счет продолжающейся проводимой политики старого руководства. Вот и хочется спросить у нынешнего руководителя предприятия, который де-юре работает лишь год, а де-факто давно является теневым распорядителем на производстве: не слишком ли много обмана государства и людей? И все в угоду нескольким лицам с тугими кошельками.

Впрочем, по многим изложенным фактам были возбуждены уголовные дела, и окончательный ответ предстоит дать правоохранительным органам, которые пытаются сейчас расчистить авгиевы конюшни, оставленные руководителями "Абрау-Дюрсо".

Что завтра?

Как уже было сказано, увольнение предыдущего директора КГУП "Абрау - Дюрсо" и назначение на эту должность бывшего куратора винодельческой отрасли края, только усугубило ситуацию на предприятии. Стало ясно, что сложившаяся критическая ситуация потребовала новых подходов к решению возникших проблем. Именно с этой целью и для защиты интересов населения края (ведь уникальное предприятие должно являться достоянием кубанцев) распоряжением губернатора Александра Ткачева создается ЗАО "Абрау-Дюрсо", собственником контрольного пакета акций которого является Краснодарский край.

Да, нелегкая задача стоит перед руководством вновь созданной структуры по возрождению престижа знаменитого напитка, который сильно уронили прежние руководители. И зря кто-то пытается усмотреть в действиях губернатора шаги, направленные на передел собственности. Видимо, кого-то вполне устраивает неблагоприятная ситуация на предприятии, и они считают, что передел собственности уже вполне произошел и не надо ничего менять. А усилия администрации по стабилизации обстановки, по спасению предприятия от скупки кредиторами и окончательного банкротства и возвращению уникального производства жителям края они готовы представить как угодно, вплоть до наезда власти на честных тружеников. Что взять с людей, для которых чем хуже - тем лучше?