Дачный домик великого русского археолога Н.И. Веселовского

Золотая фигурка бычка из Майкопского курганаНа территории санатория "Малая Бухта", в районе пересечения улиц Таманской и Пушкина, в тени деревьев пристроилась к современному административному зданию маленькая 2-х этажная башня. И лишь совсем немногие знают, что это - сохранившаяся часть дачного дома выдающегося русского археолога конца XIX - начала XX вв. Николая Ивановича Веселовского, открывшего всемирно известную майкопскую культура бронзового века.

Н.И. Веселовский

 Ученый родился в Москве 12 ноября 1848 года, учился в Вологодской гимназии, которую окончил в 1867 году. Спустя два года он - студент Петербургского университета, факультета восточных языков, и специализируется "по арабско-турецкому разряду". Уже его первая, студенческая работа "О податях и повинностях, налагавшихся монголами на побежденные народы" обратила на себя внимание профессуры и была удостоена золотой медали. По окончании полного курса молодой востоковед, за выдающиеся успехи оставленный и университете, подготовил диссертацию на степень магистра по теме "Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве с древнейших времен до настоящего" (Спб., 1877) и защитил ее, после чего был утвержден доцентом, а с 1890 года - исправляющим должность ординарного профессора. В эти годы он написал несколько исторических работ, которые публиковал в газетах, журналах и научных сборниках. Среди них статьи "Куликовская битва", "Памятники дипломатических сношений Московской Руси с Персией", "Иван Данилович Хохлов, русский посланник в Персию и в Бухару в XVII веке" и многие другие.

Пятнадцатиметровый Майкопский курган открыл человеческому взору свои невиданные сокровища, а именно: полые стержни из золота и серебра, на которые насажены массивные фигуры просверленных золотых и серебряных быков, множество золотых бляшек в виде львов и быков, золотых розеток и колец. Из такого драгоценного металла головные повязки, серьги и ожерелья из массы бус и пронизей, в которых золотые серебряные бусинки чередовались с бирюзовыми и сердоликовыми, семнадцать небольших сосудов (из них четырнадцать серебряных, два золотых и один из камня с золотым горлышком и колпачком); несколько орудий из меди и бронзы - топоры, наконечники копий, долото, точильные камни (точило), кремневые стрелы, бронзовая и глиняная утварь с шаровидными днищами. Скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами, с поднятыми к черепу руками, густо покрытые ярко-пунцовой краской (суриком), ею же было усыпано дно могилы. "Красная краска, - писал Н. В.; Анфимов, - символизировала огонь и его очистительную силу".